Кстати сказать, на американских читателей — хотя у них вроде бы совсем другой исторический опыт — книга тоже произвела большое впечатление. Спустя два года пос­ле выхода ее английского варианта, в 2007-м, она, как пишет во введении к книге Алек­сей Беляев, «удостоилась премии лучшей книги года, присуждаемой одним из ведущих научных сообществ Северной Америки — Американской ассоциацией евразийских, вос­точноевропейских и славянских исследований (ASEEES)», «продолжает оставаться в цен­тре дискуссий на конференциях, семинарах и страницах научных журналов» и вообще успела с тех пор повлиять «на многочисленные исследования антропологов, историков, социологов и славистов». То есть — уже классика.

Подробнее...

И если уж мы говорим о культурных трансформациях в нашем отечестве за минув­шие сто лет, то закончить этот разговор естественнее всего на сборнике Дубина. Имен­но культурными и социальными трансформациями, их источниками и механизмами он и занимался. Если коротко сформулировать основной сюжет его собранных в книгу наблюдений, то можно сказать, что это — преодоление советского наследия, скорее — не слишком преодолеваемая (а то и культивируемая) в нашем обществе зависимость от него. В каком-то смысле рассказанная здесь история может быть прочитана как ис­тория несостоявшегося освобождения — со встроенным в нее анализом того, почему оно не состоялось.

Подробнее...

Говоря об изменениях в издании и чтении книг и периодики, прослеживая эти из­менения шаг за шагом, Дубин уже тогда усматривал в них не просто внятные симптомы, но и рычаги далеко идущих социальных трансформаций. «Самое важное здесь — посте­пенный переход власти к более низким уровням структуры, исполнительным.» Он пони­мал печатное слово — «контрастное вещество» для проявления системы социальных вза­имодействий — как одну из самых существенных движущих сил этих изменений. (Мож­но было бы сказать, что он верил в него как в структурирующую общество силу, но слово «верил» все-таки не совсем из дубинского лексикона, он предпочитал понимать.) «Они способны, — говорил он в 1991-м о новых явлениях в публикации и распространении печатных изданий, — двинуть дальше начатый демонтаж исчерпавшего себя порядка, обеспечивая разумные и грамотные формы опосредования скопившихся в обществе про­тиворечий и сил.»

Подробнее...

Почерк нетвердый, но крупный...

И, оглянувшись, увидела в дверях Саню. Он стоял и тоже читал: по мимике и губам — они у нее шевелились, а потом к ним взлетела ладонь...

Дочитал и сказал:

  • От него?
  • От кого?
  • От дона Педро из Бразилии, где в лесах живет много диких обезьян... Короче, чай есть зеленый... или зеленый с мятой.

    Подробнее...

Лиза всхлипнула:

  • Не уезжай.

Но чемоданище с хрустом подпрыгивал на пластинах с таблетками, высы­павшихся из тумбочки, а Гаяне разводила руками, словно и не она толкала его к двери:

  • Как я могу? Я не могу, — а возле лифта вдруг по-собачьи завыла: — Вы мне карму испортили, извращенцы гребаные... со своим садо-мазо!

И Бонька, йоркширский терьер из двести тридцатой квартиры, тоже взвыл, пробуя непроснувшийся хриплый голос. А потом лифт с Гаянешкой уехал.

Подробнее...

На экране компа Ириска и Джем (вообще-то их звали Ира и Жора) стояли на лавке посреди ресторана в народном стиле, Ириска похотливо облизывала кларнет, краснощекий Джем исследовал языком большую морскую раковину. Народ вокруг хохотал, хлопал в ладоши или, сложив их рупором, что-то ободря­ющее кричал. Только ангелочков здесь и недоставало!

Подробнее...

Ну и как с этим было жить?

А ведь Варя о чем-то с ней горячо говорила и, похоже, давно. О внуках, ну да. И о курсах — валют? Об обменниках? Нет, о том, что она поменяла профес­сию, стала дизайнерить — после курсов. Зять ушел, машину забрал, а с мелюз- гой-то как без машины? И бежала при этом почему-то быстрей и быстрей.

Подробнее...

Викентий возился с лего и сопел, подражая Федору: тэк-с, тэк-с, перитэк-с... Потом сопение участилось, у ребеныша что-то явно не ладилось. Но Лиза не от­рывалась от книжки: пусть сам, сам, сам, не то вырастет девочкой. Книжка на­зывалась «Набатейское царство» и не шла совершенно. Убивать субботу на Иорда­нию — последнее, о чем написал ей Ерохин: резко обновить и обтегить стоявший на сайте текст! — было, конечно, безумием. Впрочем, суббота оказалась убитой и без того. Юлий Юльевич Кан убрел в четыре утра. Это был мегастранный опыт. Лиза держалась за это слово ночь и уже полдня: опыт, да, ни на что не похожий,

Подробнее...

 

Компрессоры Эмбрако бесспорно являются наиболее качественные из всех компрессоров, которые выпускаются в Европе. Заметно более дорогая цена этих компрессоров окупается долговременным сроком работы. Если устанавливать компрессор на холодильник, соблюдая порядок работ, то срок эксплуатации составит 22 года и дольше. Очень долгое время работы возможно лишь при следовании требованиям, приведенным далее:

Подробнее...

Воздух сер и за день провонял всем, что отпускается по смете;

комнаты обходит персонал, словно коллективный ангел смерти.

Подробнее...

Над Америкой Чкалов летит.

Помнишь, звоном кремлевских бокалов раздавалось заветное — Чкалов! — и выплескивалось в петит!

Подробнее...

Чередой несчитанных недель — месяцами жизни в год из года

Подробнее...

На фоне гор, взъерошив лошадь, скакал абрек-головорез — кого-то пулей огорошить; скакал, скакал и вдруг исчез.

Подробнее...

В середине сентября стало ясно, что нашей работе в Смоленске оста­лись считанные дни. 16 сентября меня посетил Н. Н. Мельников, сообщив­ший о своем предстоящем отъезде на Запад вместе с оборудованием своей мельницы и мастерской при ней, для вывоза которых немцы дают ему не­сколько вагонов. Мельников советовал мне воспользоваться этим случаем и отправить с его эшелоном мою семью с некоторыми вещами, так как в дальнейшем может не представиться такого случая. На семейном совете было решено воспользоваться предложением Мельникова, и 17 сентября вечером моя семья переселилась в вагоны Мельникова на железнодорож­ной ст. Смоленск.

Подробнее...

Комментарий в эпоху Википедии

Вместо предисловия. О комментарии.

комментарий к художественному тексту — это не блажь филологов, а свя­зующая ткань истории и культуры.

Какой бы комментарий мы ни взяли — или реальный комментарий, кото­рый показывает связь художественного текста с фактами, событиями, вещами, ландшафтами, или текстологический комментарий, показывающий процесс ра­боты автора над черновиками и формирования окончательного варианта про­изведения, или комментарий, описывающий восприятие произведения читате­лями, критиками, исследователями, или комментарий, интерпретирующий и вскрывающий связи произведения с другими текстами современников и пред­шественников и тем самым создающий панораму и перспективу, возникающую в самом пространстве литературы, — все эти виды комментирования радикаль­но меняются с наступлением цифрового века.

Подробнее...

Дмитрий Артис

Сразу возьму быка за рога и кинусь в самую гущу салимоновской книги:

Прощание с лирическим героем...

Есть что-то зловещее (трагическое?) в отповеди лирическому герою из уст автора, достигшего полного единения с ним. Будто отповедь самому себе. Так две параллельные прямые в условиях бесконечности пересекаются и сливаются в одно целое. Теперь уже трудно понять: герой рассказывал жизнь автора или же автор писал жизнь своего героя. Снимается вопрос первичности. Они невозможны друг без друга.

Подробнее...

Владимир Шпаков

К новостям с Украины и из Крыма мы привыкли едва ли не больше, чем к ежедневным погодным сводкам. Четыре года изо дня в день СМИ кормят нас то ужасными, то обнадеживающими сообщениями из этих регионов, и на таком фоне зачастую меркнут и уходят в тень даже события мирового масштаба. Ну понятно: болит и волнует если не родное, то хотя бы близкое и знакомое — то, с чем связан судьбой. А всякий взрослый россиянин (или почти всякий) так или иначе связан с этими территориями, каковым была уготована драматическая, но при этом разная судьба. Вопрос тут не в наличии либо отсутствии информации, ее в медиа­пространстве завались. А в том, кто и как сумеет убедительно показать подлинный драматизм, а подчас и трагизм ситуаций, что разворачиваются перед нами на экранах телевизоров, компьютеров или выстреливают с газетных страниц. Ведь в основном мы наблюдаем бесконечный словесный поток (временами переходящий в словесный понос) с бесчисленных телешоу, где давно распределены роли и амплуа, в том числе записных злодеев. И хотя дискуссии вроде бы горячие, а градус полемики невероятно высок, все равно остается ощущение, что тебя динамят. Под грудой пропагандистских штампов и повторяющихся взаимных обвинений правда жизни глохнет, ее давят на корню; и при этом, как видно, все себя очень комфортно чувствуют, в том числе записные злодеи.

Подробнее...

Оксана Бутузова

По первому же рассказу становится ясно, насколько суровы законы Севера, как жестко обращается он с людьми, а те в свою очередь — с животными. Если конь споткнулся и не может работать в полную силу — расстрел («Рахат»). Но и коню дают последнюю возможность если не жить, то хотя бы бороться. И он борется, зная, что за первым выстрелом последуют второй и третий.

Подробнее...

Николай Александров

СанаВАЛИУЛИНА. Не боюсь Синей Бороды: Роман. — М.: Издательство АСТ/ Редакция Елены Шубиной, 2017.

Современный российский роман балансирует между фельетоном, документальной фиксацией повседневности и постмодернистским художественным строительством. Он банален в своих нарративных приемах, в стилистике рассказа. Он зациклен «на вопросах и проблемах», он подразумевает позу писательской значительности. Неважно, в чем она выражается. Допустим, в том, чтобы говорить художественно, то есть с неким беллетристическим придыханием. Забавно, что это придыхание не подразумевает профессионализма. Точнее — замещает его. Иными словами, если человек встал на табуретку и читает стихи, уже сам этот факт, сама эта возвышенная поза освобождает его от искусства декламации. Табуретка становится доказательством артистизма. И тогда можно не заботиться ни о стиле, ни о сюжете, ни о композиции, ни о внятности художественного высказывания. Пафос забивает профессионализм, чистоту высказывания, ясность мысли.

Подробнее...

Евгений Абдуллаев

«Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и всё. Оно не принадлежит к хорошему обществу».

Так — в русском переводе — писал Пушкин в своем известном письме Чаадаеву от 19 октября 1836 года.

«C’est qu’il est barbu; voil? tout. — Оно носит бороду, вот и всё».

Борода, как известно, — не просто волосяной покров на лице взрослого мужчины. Окладистая борода — знак, символ причастности. За исключением второй половины девятнадцатого века, когда ее отращивали под влиянием моды, все остальные времена она была делом личного выбора.

Подробнее...

Наутро Роман, разочарованный сновидением, открыл свежее сообщение Киры:

«Зря ты не поверил. Я правда больна. Это лейкоз. У меня критический уровень тромбоцитов, за месяц я потеряла шесть килограммов. Я ем раз в сутки и задавлена усталостью. Если бы у меня было хоть немножко сил, я бы возмущалась тобой. Я бы ненавидела тебя.

Подробнее...

Им предстояла совместная дорога до университета, и Роман предвкушал, как в подземке они будут наслаждаться музыкой в его наушниках. Специально ради этого он вечером загрузил на плеер свои и Кирины любимые композиции.

Планы нарушил Саня, который на корточках смолил папиросу на лестничной площадке. Завидев вора, Роман внутренне обругал себя за расслабленность и неосто­рожность. Как будто глазок для красоты установили. Трясущиеся пальцы не сумели вставить ключ в замочную скважину ни с первого, ни со второго раза.

Подробнее...

Саудовская Аравия - это государство, что размещено на Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. На северной границе соседями являются Иордания, Ирак и Кувейт. На Юго-Западе граничит с Народной Демократической Республикой Йемен. А на солнечном Юго-Востоке — с Оманом, Объединенными Арабскими Эмиратами, на Востоке — с Катаром.

Подробнее...

При формировании статьи Википедия опирается на несколько основопо­лагающих принципов.

Первый: проверяемость.

В руководстве Википедии специально оговорено: статья не претендует на «истинность», а только на «проверяемость». Каждый пользователь должен иметь возможность самостоятельно перепроверить все сообщенные в статье Википе­дии факты и суждения. Это очень важный момент. Если источников недоста­точно, чтобы перепроверить статью, — к ней относиться нужно с осторожно­стью, она — неполна. Причем имеется в виду не «в принципе» проверяемость, а в реальности — источники должны быть вам доступны. Так, русская Википедия должна ссылаться на русские источники, и только если их нет, может сослаться на книгу, которую можно отыскать лишь в Библиотеке конгресса США. Если есть цифровой образ книги, то ссылки пойдут и на онлайн, и на оффлайн. При­чем правила цитирования примерно такие же, как и в академических работах: автор, название, город, издательство, год, страницы. Все как у взрослых. Такова цель, но она далеко не во всех статьях достигнута.

Подробнее...

Значит в итальянских католических соборах еще в середине XIX века при записи в метрических книгах использовалась (возможно, не везде) «старая ита­льянская система от захода солнца», в то время как гражданский день в Италии начинался в 12 ночи, как и во всех странах Европы. То есть расхождение между датой в метрике и гражданской датой возможно, но вот имело ли оно место в Российской империи в 1799 году остается невыясненным.

Подробнее...

Форма энциклопедии для такого «бреющего» чтения подходит почти иде­ально — она состоит из коротких статей и ссылок, то есть читатель (который уже не читатель, а пользователь) сам найдет нужную ему дорогу, идя по ссыл­кам. Будет ли такое чтение более поверхностным? Необязательно. Но оно точно будет другим. Оно уже другое.

Подробнее...

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. КАДРИЛЬ С ОМАРАМИ

Черрипах глубоко вздохнул и приложил лапу к глазам. Он хотел что-то сказать Алисе — и не смог: минуту-другую его сотрясали рыдания. «Прямо как костью подавился», — сказал Грифон, тормоша Черрипаха и хлопая его по спине. Наконец к тому вернулся голос, и он, сквозь слезы, начал:

  • Вам, наверное, не доводилось долго жить на дне моря («Вообще нисколько», — вставила Алиса), и вы, наверное, не встречались с ома­рами... (Алиса заикнулась было: «Как-то раз за обедом я попробо...» — но тут же опомнилась и сказала: «Нет, никогда»), так что вы едва ли сможете представить себе всю прелесть кадрили, когда танцуешь ее с омаром!

    Подробнее...

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ИСТОРИЯ ЧЕРРИПАХА.

— Ты не представляешь себе, милочка, как я рада нашей встрече, — с чувством сказала Герцогиня, беря Алису под руку и уводя куда-то в сто­рону.

Алису порадовало хорошее настроение Герцогини, и она решила, что причиной гневливого состояния, в котором та находилась во время их последней встречи на кухне, был, скорее всего, перец. «Когда я стану Герцогиней, — сказала она себе (не очень, правда, на это надеясь), — в моей кухне вообще не будет перца. Супы и без перца бывают вкусными. Может быть, как раз перец и превращает герцогинь в старых перечниц, — продолжала она, увлекаясь новой закономерностью, — а соль... соль делает людей солидными, а горчица — огорченными, а розмарин — разморенны­ми... Ах, достаточно знать только это, чтобы не относиться к людям так строго!»

Подробнее...

  • Исключением стал Жан Жорес, который занимал резко антивоенную позицию до самой своей смерти. В июне 1914 года он добился того, что социалистическая фракция проголосовала против военного займа, на чрезвычайном съезде СФИО (Объединенная социалистическая партия Франции) 14—15 июля провел резолюцию о всеобщей стачке в случае войны. Ж.Жорес был убит 31 июля 1914 года Руалем Вилленом. Р.Виллен был приговорен к пожизненному заключению, но в 1919 году оправдан французским судом, который счел убийство Жореса вкладом в победу. Это не помешало французам в 1924 году перенести прах Жореса в Пантеон и назвать в его честь пересадочный узел в парижском метро. Для французского правительства Ж.Жорес умер удивительно вовремя: после его смерти французские социал-демократы полностью поддержали правительство в начавшейся войне.

    Подробнее...

Текущая Реальность тоже циклична, но ее циклы длиннее, а различия между ними больше.

В России продолжается борьба социалистической и коммунистической линии. Двадцатые годы протекают под знаком коммунизма, что проявляется, в частности, в создании советской фантастики. В тридцатые годы преобладает линия социализма, в результате чего страна — очень своевременно — заканчивает реализацию программы КЕПС — ГОЭЛРО. Проводится ускоренная индустриализация, завершается образовательная революция, создается сильная армия и мощная централизованная военная империя. Все — в полном соответствии с чаяниями российского генштаба 1917 года.

В мире тридцатые годы открываются экономическим кризисом, а заканчиваются войной. Структура противоречий стремительно упрощается и в значительной мере возвращается к картине 1900-х годов. Сороковые годы повторяют 1910-е, но совсем с другой войной — и с другой ролью России в войне. На этот раз она не только в лагере победителей, она — неоспоримый победитель, удостоившийся имени сверхдержавы. Человеческие и материальные потери в войне чудовищны, прежде всего для России.

Подробнее...

Гражданская война стала генезисом «красного проекта», но, конечно, серьезно думать о его реализации можно было только после ее окончания и преодоления катастрофической разрухи. Едва ли мы ошибемся, датировав проект (и, собственно, начало пролетарского этапа революции) 1925-м годом. Таким образом, он на восемь лет отстает от самой революции, которая решала совсем другие задачи — национальные, а не классовые и не общечеловеческие.

Но именно «красный проект» определил культурное содержание русской революции. И, может быть, сыграл свою роль в европейском феномене 1920-х годов.

Двадцатые годы — один из наиболее сложных для анализа периодов истории. Содержанием предыдущей эпохи была война — между государствами и между классами. Основой структуры отношений, «скелетом» мировой пиктограммы был «крест противоречий»: между «верхами» и «низами», между Антантой и Центральными державами. К этому «кресту» примыкал ряд локальных противоречий — на Балканах, на Дальнем Востоке, в Африке.

Подробнее...

С конца 1918 года в Гражданской войне разыгрывается несколько проектных линий, обозначающих разные экономические и социально-политические модели, разную структуру общественных отношений. Эти модели предполагают альтернативное утопическое будущее, при этом все они способны порождать пассионарные всплески. Гражданская война становится содержательной.

Социалистический проект (Л.Троцкий и Реввоенсовет) и инженерный проект (М.Бонч-Бруевич и ГОЭЛРО) связаны с естественным развитием программы 1903 года и замыслов промышленников и военных по индустриализации и ускоренному технологическому развитию России. Эти проекты опираются на русские самодержавные традиции, с точки зрения присутствия будущего в настоящем они являются умеренными. В сущности, речь идет о догоняющем развитии России по отношению к Западу, об обязательной программе русской революции8. Проекты РВС и ГОЭЛРО совместны, что не исключает ожесточенной борьбы за лидерство. В последующие годы эта борьбы вылилась в ряд уголовных дел и репрессий («Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т.д.).

Подробнее...

Продолжение брусиловского наступления летом-осенью 1916 года, после того как фаза эксплуатации первичного успеха была исчерпана, а австрийский фронт стабилизировался, надорвало возможности армии. К началу 1917 года она отказалась воевать.

1917-й — год кризиса доверия в армиях Антанты. Стратегия союзников 1915 — 1916 года сводилась к тому, что, имея общее численное преимущество на фронте, нужно «разменять» каждых трех своих солдат на двух солдат Центральных держав, и тогда у немцев кончатся люди. Такой «размен» вполне устраивал штабы и политическое руководство, но не бойцов на фронте. И весной 1917 года начинаются беспорядки не только в русской, но и во французской армии. Правительству П.Пенлеве удалось их подавить ценой 4.650 официальных смертных приговоров. В России потери были больше, доверия к правящей верхушке намного меньше, а внутриполитическая ситуация препятствовала применению драконовских мер.

Подробнее...

Итак, во-первых, большевики выполнили в 1917 году стратегическую задачу, поставленную в «Коммунистическом манифесте» К.Маркса. При этом они выиграли исключительно сложную политическую игру у Э.Людендорфа и М.Гофмана, пойдя на две колоссальные жертвы: саму договоренность с Германией и Брестский мир, против которого выступила не только вся Россия, но и почти все соратники В.Ленина.

Но эта линия, взятая как целое, должна рассматриваться как жертва совершенно иного масштаба и неизмеримо более сложная: Ленин пожертвовал интересами России во имя мирового и прежде всего европейского пролетариата.

Этого не могут простить ему нынешние патриоты, да и либералы, все еще стоящие на позиции поддержки Антанты в Первой мировой войне. Однако я не случайно употребил шахматный термин «пожертвовал».

Подробнее...

Рассказ

Когда я была маленькой, папа часто играл со мной в такую игру. Он протягивал мне крепко сжатый кулак и говорил:

  • Колдуй!

Я водила над ним своими ручонками и бормотала:

  • Абра-кадабра, мабра, швабра, конфетка появись!

Он разжимал кулак, и я находила там конфетку.

  • Папа, папа! — кричала я. — Ты видел, у меня получилось!
  • Да, — серьезно и ласково отвечал он, — ты настоящая волшебница.

    Подробнее...

Я рано проснулся и вышел из отеля тоже пораньше. То есть как рано, четыре часа дня было, два часа проспал, а мы договаривались в шесть в самом начале набережной увидеться, там, где Прадо упирается в море и памятник, там все сидят, сняв кеды и пошевеливая пальцами.

Я вышел пораньше, а лифт не работал, как и раньше. И служебный не работал, и никаких предупреждающих табличек на лифтах не висело. Я спускался по лестнице, никого не встречал, отель вымер точно.

На четвертом я свернул на этаж и прошел по галерее вокруг атриума.

Я смотрел вниз и видел, что кафель вокруг фонтана выложен в виде белой звезды Хосе Марти, а наверху поблескивал купол, перекрывающий двор, а на предпоследнем этаже на перилах сидели голуби, или воробьи здешние, только крупные.

Подробнее...

 

Грибы, это очень вкусный и ароматный деликатес, который быстро утрачивает свои качества. Если придерживаться некоторых правил в хранении грибов, можно сохранять их вкусовые и полезные свойства длительное время. 

Подробнее...

 

Молоко и молочные продукты в свежем виде вкусные и полезные, но очень быстро скисают и портятся. И даже холодильнике нужно знать, как и сколько времени можно держать тот или иной продукт молочной категории. Как же подольше сохранить нежный вкус «молочки»?

Подробнее...


Фрукты - это продукт, который, как правило, богат на витамины и минералы. Для сохранения всей пользы фруктов, их необходимо правильно хранить, при этом соблюдать определенные сроки и условия. Что же необходимо для этого делать?

Подробнее...

 

Обычно, приходя домой из магазина, мы не обращаем внимание, как сортируем продукты, необдуманно распихивая их по полкам. Нам и в голову не может прийти, что совместное нахождение различных продуктов друг с другом недопустимо , не говоря о том, что разным продуктам нужна разная температура. 

Подробнее...